Статья 25415

Название статьи

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ 

Авторы

Мещерякова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, начальник Управления международного сотрудничества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), imsgu@bk.ru

Индекс УДК

378.184

Аннотация

Актуальность и цели. Процесс глобализации в последние десятилетия является одним из значительных факторов, оказывающих воздействие на развитие системы высшего образования в России. Для сохранения конкуренто-способности российским вузам необходимо стать полноценной частью мирового образовательного сообщества. Изучение опыта стратегий интернационализации зарубежных университетов позволит их российским партнерам пройти процесс интеграции быстрее, эффективнее и наиболее комфортно. Цель работы – проанализировать изменения, произошедшие в системе высшего профессионального образования с момента присоединения РФ к Болонской конвенции, изучить основные стратегии интернационализации зарубежных и российских вузов и дать рекомендации по разработке технологии интернационализации для регионального российского вуза.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения зарубежных печатных и электронных информационных источников, обобщения опыта международной деятельности российских вузов, а также анализа внутривузовской интернационализации Пензенского государственного университета. В работе были использованы учебно-методические рекомендации по организации работы с иностранными гражданами, обучающимися в вузе, положение по организации академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава (ППС) ПГУ. Методологический потенциал включает сравнительный метод, применение которого позволяет констатировать фактические изменения; статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с изменениями ситуации интернационализации российского вуза; метод ретроспективного анализа.
Результаты. Уточнено понятие образовательной интернационализации. Предложена комплексная система форм интернационализации деятельности университета без выезда за пределы страны. Приведены результаты социально-адаптационной и воспитательной работы с иностранными студентами. Рассмотрены особенности международной деятельности провинциального вуза.
Выводы. Изучение процесса интернационализации в России и за рубежом позволяет констатировать позитивное влияние политики мировой интеграции на сферу высшего профессионального образования. Интернационализация дает возможность определить уровень, который необходимо достичь как образовательному учреждению в целом, так и его сотрудникам и студентам, а также предлагает способы и инструменты его достижения. Тем не менее не существует универсального способа реализации политики международной деятельности конкретного университета, и требуется индивидуальный подход в разработке стратегии его интернационализации.

Ключевые слова

высшее образование, университет, интернационализация, международная деятельность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Вашурина, Е. В. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, А. К. Клюев, И. А. Майбуров // Аналит. обзор. Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. – 136 с.
2. Вербицкая, Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков / Л. А. Вербицкая // Мир русского слова. – 2001. – № 2.
3. Bridges to the future: Strategies for internationalizing higher education / ed. by C. B. Klasek. – Carbondale, IL : Assotiation of International Education Administrattors, 1992. – P. 198–206.
4. Knight, J. Higher education crossing borders: Programs and providers on the move / J. Knight // Higher education in Global Society / ed. by D. B Johnstone, M. B. D’Ambrosio, P. J. Yakoboski. – Northampton, MA : Edward Elgar, 2010. – P. 42–69.
5. Knight, J. Internationalization remodeled: Definitions, rationales, and approaches / J. Knight // Journal for Studies in International Education. – 2004. – № 8 (1). – P. 5–31.
6. Рассказов, Л. Д. Глобализация как кризисное явление: социально-философский анализ актуальных аспектов / Л. Д. Рассказов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2010. – № 3 (15). – С. 62–69.
7. Deardoff, D. K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization / D. K. Deardoff // Journal of Studies in International Education. – 2006. – № 10 (3). – P. 241–266.
8. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг. // Национальный фонд подготовки кадров. – URL: http://intpr.ntf.ru/p43aa1.html; ntf.ru
9. Беккер, И. Л. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза / И. Л. Беккер, С. А. Догадина, С. А. Иванчин // Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство : сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 13–15 ноября 2014 г.). – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 296 с.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:35
Дата обновления: 05.05.2016 14:22